Что для жильцов поменяет новый закон «О жилищно-коммунальных услугах»


У нас тут свеженький закон «О жилищно-коммунальных услугах». Порошенко подписал его, а значит нас ждут довольно внушительные изменения. Как они повлияют на украинцев и коммунальные платежи, разбираемся по горячим следам этого законопроекта.

Когда ждать изменений

Работали над этим законопроектом два года. Закон «О жилищно-коммунальных услугах» вступает в силу через 6 месяцев после дня публикации. Это значит, что май 2018 года принесет новые правила игры в данной сфере. Но есть исключения – некоторые пункты и статьи вступают в силу с января 2019 года.

Что поменяется для потребителей

Типовые договора

Типовые договора

Главное изменение для потребителей – способ регулирования отношений между теми, кто предоставляет коммунальные услуги и жильцами. Этот закон внедряет типовые виды договоров со всеми поставщиками коммунальных услуг (водоканал, теплоэнерго, электроэнергетики, газовики и др.) и управляющими компаниями, потребителями, ОСМД.

Такие шаги направлены на борьбу с монополизацией рынка жилищно-коммунальных услуг.

Документом осовремениваются правовые, экономические и организационные основы предоставления потребителям жилищно-коммунальных услуг, а также вводятся новейшие модели договорных отношений между потребителями и исполнителями услуг, построенные на принципах открытости, прозрачности и взаимной ответственности, — говорится в официальном сообщении.

Эти договора позволяют потребителям самостоятельно выбирать модель предоставления в доме коммунальных услуг. Они должны содержать ряд обязательных условий, которые прописаны в самом законе:

  • перечень услуг;
  • требования к качеству услуг;
  • права и обязанности сторон;

  • ответственность сторон за нарушение договора;
  • цена услуги;
  • порядок оплаты услуги;
  • порядок и условия внесения изменений в договор, в том числе по цене услуги;
  • срок действия договора, порядок и условия продления его действия и расторжения.

Остальные условия согласовываются в индивидуальном порядке между исполнителями и потребителями.

Закон определяет несколько моделей управления, где договор о предоставлении услуги заключается между исполнителем соответствующей коммунальной услуги и на выбор:

  • каждым совладельцем многоквартирного дома самостоятельно (индивидуальный договор);
  • от имени и за счет всех совладельцев многоквартирного дома управляющим или другим уполномоченным совладельцами лицом (коллективный договор);
  • объединением совладельцев многоквартирного дома или другим юридическим лицом, которое объединяет всех совладельцев такого дома и в их интересах заключает соответствующий договор о предоставлении коммунальных услуг, как коллективным потребителем.

При этом, если совладельцы не пришли к общему решению касательно модели, заключаются индивидуальные договоры.

Получается, что на смену «игре в одни ворота», когда условия диктовал исключительно исполнитель, приходит новый формат – с предложением по заключению/расторжению/изменению договора сможет обратиться и вторая сторона.  

Роли на рынке комуслуг

Роли на рынке комуслуг

Согласно новому закону, определяются три игрока. Это потребитель, управитель и исполнитель.

Потребитель

Это жители многоквартирного дома. Когда речь идет об индивидуальном потребители, имеется в виду каждая квартира отдельно. Коллективный потребитель – юридическое лицо, объединяющее всех жильцов и представляющее их интересы.

Управитель дома

По своей сути это замена тому же ЖЭКу.  Только если раньше руководителя ЖЭКа назначала местная власть, теперь на общем собрании жильцов можно выбрать управителя дома, право выбора также можно делегировать ОСМД. Управителем может быть как физическое, так и юридическое лицо. Его ответственность и полномочия четко прописаны в новом законе.

Функции управителя – обеспечение должных условий проживания и удовлетворение хозяйственно-бытовых нужд, содержание и ремонт общего имущества дома и придомовой территории. Дополнительные услуги могут прописываться в договорах при согласии двух сторон.

Цена не регулируется на государственном уровне, ее самостоятельно определяют управитель и совладельцы дома на этапе заключения договора.

ВАЖНО: Если совладельцы не выбрали управителя, его выбирает орган местного самоуправления посредством проведения конкурса. Для ОСМД услуги управителя не являются обязательными. ОСМД может самостоятельно обеспечивать свои нужды, выбрав правление и председателя ОСМД.

Исполнитель комуслуг

Это компании, которые, собственно, предоставляют ту или иную коммунальную услугу – вывоз мусора, поставщики воды, газа, электричества и так далее.

Введение пени

Материальное наказание неплательщиков за коммуналку для украинцев не в новинку. В 1996 году норма о взыскании пени была отменена, но нынешний законопроект ее возвращает.

С 1 января 2019 года начнет действовать пеня за каждый день после истечения срока уплаты. Размер пени — 0,01% от суммы долга за каждый день просрочки. Что равно 3,65% годовых. Получается, что задержка оплаты на 100 дней обойдется должнику в 1% от размера долга.

Действенность такого рычага довольно сомнительна, учитывая сам размер пени. Вместе с тем важно само появление института материального взыскания за просрочку.

Есть в этом пункте исключения, когда пеня не начисляется по объективным причинам. К ним относятся задолженность государства по субсидиям и льготам или документально подтвержденная задолженность по оплате труда.

Абонплата и другие платежи

Абонплата и другие платежи

Одно из не самых приятных новшеств для потребителей – введение абонплаты за горячую, холодную воду и отопление. Для жильцов это значит, что платить за воду придется, независимо от того, пользовались ею или нет. Это касается и тепла, за которое платить надо будет весь год, а не только во время отопительного сезона.

При этом текущая стоимость куба воды и гигакалории тепла будет уменьшена на размер абонплаты.

Пока нельзя назвать сумму. Ее будет рассчитывать в течение шести месяцев до вступления нового закона в силу Кабмин.

Плата исполнителю той или иной комуслуги будет рассчитываться по индивидуальному договору и, кроме абонплаты, включать в себя:

  • Непосредственно плату за услугу. Она рассчитывается исходя из утвержденных тарифов на комуслугу и объема потребления.
  • Плату за обслуживание внутридомовых систем, обеспечивающих предоставление той услуги, которая определена договором между исполнителем и совладельцами.

Цель такого хода – обеспечить прозрачность платежей и разделить плату за услугу от расходов на обслуживание сетей и абонентов.

Услуги «на паузе»

Если жилец планирует отсутствовать более 30 дней в квартире, он может подать соответствующий запрос  в управляющую компанию, которая занимается обслуживанием дома. На время отсутствия услуга начисляться не будет. Чтобы не платить за ЖКУ, необходимо документально подтвердить факт отсутствия жильцов в квартире. Такая норма применяется для квартир, где нет счетчиков энергоресурсов, и не касается централизованного отопления.

«Заядлых неплательщиков» будут отключать

В прошлом, если была техническая возможность отключить должника, могли «отрубить» газ, электроснабжение. А вот лишать людей воды и теплоснабжения нельзя было.

Но обновленный закон диктует новые правила. Теперь поставщик коммунальных услуг может отключить ту или иную услугу при наличии непогашенной задолженности по истечению 30 дней после получения предупреждения.

Информирование потребителей

Одно из самых положительных нововведений – установление порядка информирования потребителей о намерении изменения тарифов жилищно-коммунальных услуг с обоснованием такой необходимости.

Монетизация субсидии

Этот пункт как раз относится к тем, которые вступают в силу с 2019 года. Льготы и субсидии, предусмотренные законом, будут выплачиваться в денежном эквиваленте.

Штрафы для исполнителей

Материальное наказание за неисполнение своих обязанностей ждет не только жильцов дома, но и поставщиков комуслуг. За некачественное предоставление коммунальных услуг или предоставление в неполной мере предусмотрено штрафование в пользу потребителя. При этом материальное взыскание предусмотрено также в случае превышения нормативных сроков проведения аварийно-ремонтных работ.

И даже внедряется проверка качества предоставления жилищно-коммунальных услуг. Правда, порядок самой процедуры еще должен разработать Кабмин.

Но и здесь не все так безоблачно. Получается, что для потребителей материальное взыскание указали четко (процент, время), а для исполнителя нет. Не указан ни порядок уплаты, ни размер, по которым потребитель может получить материальное возмещение. Потому пока тяжело говорить, как на практике будет реализовываться это право.